Как снимать фотопортрет
19 Ноябрь 2014
Выполнение фотопортрета считается одним из самых сложных направлений ф жанровой фотографии. Вся сложность заключается в том, что человек живой и нужно сконцентрироваться именно на нем, в отличие от предметной или пейзажной съемки. Хороший фотограф никогда не возьмет в руки фотоаппарат прежде, чем познакомиться со своей моделью, поговорит, а может и поплачет и посмеется, выпив параллельно чашечку чая. Художник должен знать, чем дышит его модель, какая мимика ему присуща, какие ее стороны наиболее характерны и выразительны.
Главная работа с моделью начинается до того, как фотограф начнет смотреть в видоискатель, а помощник выставит свет и все необходимое оборудование. Общение – это главный инструмент того, кто умеет делать хорошие фотопортреты. Да, техническая часть важна, но профессионал умеет сделать акцент на выразительности глаз, легкой улыбке, строгом выражении лица или его сосредоточенности.
Стадия знакомство: аспекты, тонкости, степень важности
Тщательное исследование модели проводиться только в первый раз. Далее все немного проще, т.к. фотограф уже в курсе некоторых тонкостей и особенностей человека. Научить фотографа общению со своими моделями практически невозможно, ибо это умение либо есть, либо его нет. С одним человеком в поезде легко завязывается разговор даже «ни о чем», а с другим можно только молча смотреть в окно. У каждого фотографа свой подход к этому самому «первому разу». Конечно, некоторые приемы можно подсмотреть, особенно если речь идет о знаменитых людях.
Как бы не проходил процесс общения, итог должен быть один – модель должна всецело довериться фотографу. Открыть ему то, что не доступно журналистам и вездесущим папарацци. Многие прибегают к алкоголю, например шампанскому, однако от этого приема следует отказаться. Лучше научиться другим методам знакомства.
Одной из главных проблем не художников, а моделей, является невозможность преподнести себя в естественном состоянии. Съемка портрета требует не банального изображения человека, а возможности передать то, что раньше умудрялись делать художники кистями и акварелью.
Каждый сделанный фотопортрет должен «говорить». На нем должна ощущаться определенная эмоция. Крупный план фотопортрета должен включать работу деталей и фактур. Что-то можно подчеркнуть игрой света и тени, а где-то будет более выгодным контраст.
Жесты, технические эффекты
Визуальные эффекты важны всегда и везде. К примеру, ладонь, развернутая в расслабленном жесте к камере в половину оборота будет смотреться гораздо изящнее. Каждое положение ладони (вертикальное или горизонтальное), может визуально сделать лицо более худым или же наоборот. Использование руки в кадре всегда ведет к фокусировке внимания на объекте, который рядом с ней. Зачастую положение пальцев рук может быть постановочным, чтобы аккуратно лежащий пальчик ненавязчиво обращал внимание зрителя на тонкую талию, чувственные губы или глаза с глубоким взглядом.
Многие ошибочно думают, что портретная съемка подразумевает задействование исключительно лица. Совсем нет, ибо портрет может быть выполнен и в полный рост. Могут присутствовать промежуточные градации, которые также можно отнести к портрету, а последний может быть еще и групповым.
Выполнение портретной фотосъемки требует от фотографа определенного багажа знаний и опыта. Здесь также должен присутствовать вкус, но ведь все эти шишки надо где-то набивать? Здесь могут помочь более опытные коллеги или же критики, которые подскажут более верное направление.
С помощью технических средств внешность модели можно изменить буквально до неузнаваемости. С этим моментом нужно быть как можно аккуратнее, ибо модель желает увидеть и показать себя, а не кого-то иного, кто видится художнику. При выполнении портретной съемки свет используется для того чтобы подчеркнуть истинный образ, сделать его более явным и выразительным, а не разрушить его.
Если для кого-то и не бывает некрасивых людей, так это для художника портретиста. Любое лицо, какими бы чертами оно не обладало, можно сделать красивым или минимум симпатичным. Понятие красоты столь субъективно, что фотографы часто выступают именно теми глазами общества, которые умеют видеть то, что необходимо. Даже если во внешности есть какие-то изъяны, то фото можно сделать интересным и глубоким. Все зависит от руки фотохудожника и его видения и восприятия свой модели.
Слаженная работа троих
Портретная съемка очень много требует не только от фотографа, но и от модели. Никогда хороший портрет не получался в том случае, когда связь фотографа и модели не налажена. Это может быть просто качественное фото, но не более. Происходящее за кадром, всегда отражается в кадре – это правило нужно запомнить навсегда тем, кто хочет и стремится стать портретистом.
Если произошло недоразумение на съемочной площадке и легкая дискуссия не помогла, то лучше отказаться от съемок или в этот день или вообще. Расстройство, усталость, перевозбужденность и излишняя озабоченность не скроется под гримом и отразиться в глазах.
Хорошо, когда вместе с фотографом работает визажист, умеющий уловить настроение человека, сохранить максимальную естественность всех линий и форм, а также помочь фотографу решить поставленную задачу. Здесь взаимопонимание еще важнее, чем между моделью и фотографом. От профессионально работы тендема визажист – фотограф зависит очень много, если не сказать, что все.
Всем, кто готовится пройти сложный путь от начинающего фотографа к портретисту можно посоветовать рассмотреть как можно больше профессионально выполненных портретов (только не у соседа на стене «Вконтакте»), а также попытаться понять, как в каждом отдельном случае выставлялся свет. Эксперименты должны быть постоянными, что ускорит получение качественного результата.