Как снимать портрет в помещении

26 Март 2015

2013-05-11_164443Фотосъемка в закрытых помещениях обычно производится в условиях недостаточного дневного освещения. По этой причине она превращается в довольно сложный процесс для начинающих фотографов, так как получение качественного снимка полностью зависит от используемой аппаратуры, фотоматериалов и профессиональных навыков. Полный комплект хорошей техники для съемки портретов в помещении стоит недешево и обойдется в среднем около 4-5 тысяч долларов, но и он окажется совершенно бесполезным в руках неопытного фотографа.

На овладение всеми возможностями такой аппаратуры уйдет достаточно много времени, поэтому изучение тонкостей съемки портрета в помещении надо начинать с самых азов и минимальными финансовыми затратами. Впервые с проблемой нехватки дневного освещения при написании портретов в помещении  столкнулись художники эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи первым стал использовать пламя горящей свечи для освещения своей мастерской во время работы в светлое время суток.

Он советовал размещать ее на уровне головы, чтобы обеспечить себе более правильный и естественный подбор красок. С помощью такого простого приема ему удавалось создавать свои шедевры, не имеющие конкуренции среди произведений художников того времени. Его полотна были более красочными и выразительными, а пространственная перспектива на них передавалась естественным образом. Позднее многие европейские художники усовершенствовали идею Леонардо да Винчи и водружали свечи прямо на свои шляпы. Такое ухищрение использовалось мастерами портретной живописи вплоть до появления электрических ламп накаливания.

thumb2-fotoportret-elis-iv-alice-eve-aktrisa

При фотосъемке в помещении всегда рекомендуется использовать дневной свет, поступающий  через окна. Он может быть довольно ярким и иногда его бывает достаточно для получения удачного портрета. При этом фотографируемого человека надо подводить как можно ближе к окну, но размещать к нему не спиной, а лицом. Это обеспечит доступ дневного света к его внешности. Различные эффекты освещения можно получить, выставляя модель в половину или в четверть оборота. Удачные снимки получатся только тогда, когда в помещении удастся добиться равномерного освещения лица модели и окружающей обстановки.

Групповые портреты и всё о них

Самым простым видом портретной съемки в помещении является групповой портрет. В этом случае группа размещается желательно как можно ближе к стене, чтобы избежать появления контрастных теней. Кроме самой фотовспышки используется дополнительное освещение, устанавливаемое на высоте около 2 м. Сложности возникают, когда необходимо сфотографировать группу на фоне интерьера, а между ними имеется достаточно большое расстояние. В таком случае придется использовать его дополнительную подсветку, устанавливаемую за спиной снимаемой группы.

1414519476_chl2bvel2ic

При групповых портретах необходимо использовать штатив в обязательном порядке. Благодаря его применению получатся фотографии с одинаковыми границами кадра, что очень важно при их дальнейшей обработке. Вспышку лучше использовать съемную и мощную, размещая на высоте около 2 м по центру в направлении снимаемой группы. Для съемки вполне подойдут объективы со стандартным фокусным расстоянием от 35 до 50 мм. Широкоугольные объективы применять не рекомендуется из-за неизбежного искажения пространственной перспективы и фигур людей, находящихся ближе всех к камере.

Не рекомендуется применение малых глубин резкости, когда значение диафрагмы меньше f4. Это приведет к тому, что у кого-нибудь из группы будет на фотографии нерезкое изображение. Хорошие результаты для получения качественного группового портрета дает серийная съемка. Как правило, из серии последовательных кадров можно всегда выбрать самый удачный кадр, удовлетворяющий творческим предпочтениям фотографа или заказчика. Групповой портрет лучше всего снимать на равномерном фоне без мелких отвлекающих деталей. Иногда бывает целесообразно направлять вспышку на стены или потолок, чтобы воспользоваться отраженным светом.

Снимаем портрет одного человека

При съемке индивидуальных портретов в помещении с одним окном необходимо подсвечивать теневые части лица отражающим экраном. Его располагают на расстоянии около 1-2 метров от объекта съемки. В особенно яркий день при наличии интенсивного солнечного освещения окно лучше завешивать легкой белой тканью, чтобы получить равномерное распределение света в помещении. Если в комнате имеются два окна, расположенных под углом, то одно окно используется в качестве основного источника света, а второе – в виде дополнительного. В этом случае освещение внешности модели регулируется ее перемещением внутри комнаты или использованием белых тканей для снижения яркости света.

Для фона или заднего плана желательно выбирать однотонные элементы. Выбор оптимального ракурса производится посредством перемещения модели по комнате, пока не будут определены наилучшие условия освещения. Выдержка для съемки используется более длительная, чем в условиях улицы, поэтому обязательным является использование штатива и вспышки. Чтобы избежать «эффекта красных глаз» и неприятных теней на лице, за головой и корпусом модели, вспышку лучше направлять вверх.

4df67c9c9416f_full

Хороший результат дает применение электронных вспышек, расположенных на расстоянии 1,5-2,5 м друг от друга. Желательно, чтобы они были примерно одинаковой мощности. Основной источник света размещают так, чтобы получить желаемый эффект распределения освещения. Дополнительная вспышка помещается близко к объективу сверху или сбоку для появления на фотографии теней в задуманном направлении.

Высота штатива регулируется в зависимости от типа портрета. Головной портрет требует размещения объектива на уровне глаз. Для поясного портрета его устанавливают на уровне подбородка. При фотографировании в полный рост объектив размещается на уровне пояса. Наводка на резкость производится по глазам фотографируемого или по ближайшему к камере глазу. Если выбранный ракурс исключает глаза модели, то резкость необходимо наводить по ближайшему уху.

Применение фoтозонта

Для съемки портретов в помещении в последние годы активно используются различные типы фотозонтов. Они очень компактны и удобны в транспортировке. Особенно целесообразно их применение в условиях выездных фотосессий, например, в детских садах и школах, где тщательная установка нужного освещения сопряжена со многими трудностями. Фотозонты отличаются дешевизной и полностью совместимы как со студийными моноблоками, так и с накамерными фотовспышками.

Главный их недостаток заключается в том, что получаемым от них световым потоком почти невозможно управлять. Он просто отражается от стен, потолка и любых предметов, находящихся в помещении, полностью заполняя поле кадра. Его применение оправдано, если фотохудожник не использует при создании портрета игру теней.

YR1qKxo

Фотозонты устанавливаются непосредственно в моноблоке или в основании стойки через специальный адаптер. Используемый рефлектор должен иметь достаточный угол рассеивания, иначе будет использоваться только небольшая часть внутренней поверхности зонта. Рефлектор также убирает боковую засветку, образующуюся между лампой моноблока и краем фотозонта, сужая световой поток и давая более направленный и жесткий свет. По этой причине  рекомендуется использовать широкие рефлекторы минимум на 14 см.

При необходимости очень точного направления света и ограничения его паразитного росплеска в стороны используют софтбоксы. В то же время более дорогой софтбокс при наличии некоторой практики заменить размещением 2-3 зонтов и получить стандартные световые схемы при значительно меньших финансовых затратах.

Характер светового рисунка полностью зависит от размеров и покрытия зонта. Для получения более мягкого и рассеянного света необходима большая площадь его внутренней поверхности. Универсальным размером зонта, способным удовлетворить большинство творческих замыслов портретиста, является диаметр около 1 м. Белое покрытие имеет среднюю отражающую способность и нормальный цветовой баланс. Оно используется чаще других покрытий.

Для получения более яркого и жесткого света, придающего портрету холодные оттенки, используют зонты с серебристым покрытием. Наиболее жесткий свет получается от золотистого отражающего покрытия. Его используют сравнительно редко и преимущественно в качестве контрового источника, чтобы подчеркнуть теплым светом очертания фигуры. С его помощью можно также разнообразить освещение при съемке интерьерных портретов и предать теплоту отдельным частям кадра.

thumb2-fotoportret-sofija-elis-bekstor-sophie-ellis-bextor

В условиях смешанного освещения для съемки в черно-белом режиме имеет значение только градация оттенков, а цветовая температура не играет никакой роли. На большинстве современных камер достаточно выставить режим «Monotone» и сделать серию снимков. Сбалансировать смешанное освещение можно с помощью настройки «дневной свет». Самым простым и эффективным решением в этом случае будет смена обычной лампы накаливания на лампу дневного света. Это поможет достичь цветовой температуры около 5500 К.

Портрет и композиция

Правила композиции портрета, снимаемого в помещении, аналогичны принципам, применяемым к натюрморту или пейзажам. Чтобы снимок был привлекательным и уравновешенным его компонуют таким образом, чтобы кадр делился на равные трети по вертикали и горизонтали. Наиболее гармоничной выглядит композиция, когда снимаемый объект располагается на пересечении двух таких линий.

Распространенной также является компоновка портрета на основе треугольника. Чаще всего ее используют для индивидуальных портретов. Вершиной треугольника считается голова человека, а плечи – его основанием. При групповой съемке вершину треугольника образует самый высокий человек, которого ставят в центре. Рост остальных фотографируемых людей постепенно уменьшается к границам кадра.

Погрудный портрет обрезается на уровня груди, а над головой или по бокам головы модели оставляют свободное пространство. Портрет в три четверти кадрируется на уровне бедер, также оставляя немного больше свободного пространства сверху и по бокам фотографируемого объекта. Портрет в полный рост требует больше заднего плана и пространства над фигурой, а не под ней.

thumb2-kelly-clarkson-znamenitosti-blondinki-kelli-klarkson-fotoportret

Не рекомендуется делать портреты, в которых глаза модели находятся строго по горизонтали. Это создает иллюзию «сверлящего взгляда» и редко бывает оправданным. Легкие наклоны головы позволяют придать композиции дополнительную эмоциональность, естественность и индивидуальность. Более разнообразные сюжеты получаются при использовании боковых ракурсов, особенно когда в кадре имеются линии, которые будут вести зрителя вглубь изображения.

Возможность использования элементов интерьера помещения дает портретной съемке неограниченный ресурс для творчества. Однако они должны лишь оттенять или подчеркивать индивидуальность модели, поэтому основное внимание уделяется самому положению человека в кадре. Лицо и различные положения головы вносят в него экспрессию, а положение рук и ладоней способно передать зрителю эмоциональный настрой. Самой значительной деталью любого портрета всегда остаются глаза.

Очень важно направление взгляда. Если взгляд человека направлен непосредственно прямо в объектив, то малейшее отклонение подбородка вверх или вниз способно создать совершенно разное эмоциональное восприятие. Направленный вверх подбородок придаст лицу выражение надменности и самолюбования, а вниз – настороженности и подозрительности. В зависимости от выражения уголков рта и бровей сам взгляд может стать привлекательным или отталкивающим. Когда модель смотрит немного в сторону от объектива выражение глаз уловить сложнее, но легче подобрать нужный эмоциональный настрой.

thumb2-znamenitosti-keut-bekinseul-fotoportret-kate-beckinsale-bryunetka

Более естественными и расслабленными выглядят люди, снятые в положении сидя. Для лучшего впечатления от композиции кресло необходимо развернуть под небольшим углом к камере. Особое внимание надо обратить на правильность осанки модели. Меняя наклон тела вперед к камере или назад, можно придать композиции настроение доверительности или сдержанности и отчужденности.