Ночной портрет. Особенности съемки
28 Июль 2017
В ночное и вечернее время самый обыденный снимок превращается в таинственный и красивый. Блики фонарей, которые светят на аллеях, разноцветные огни от рекламы, сор и мелкий мусор не виден и фон ничем не испорчен. Черные силуэты деревьев перед рассветом захватывают дух, и напоминает о сказке. Съемка в ночное время – это особый вид фотоискусства, он нереально эффектен, но, в то же время, сложен в исполнении.
«Снимать с рук ночью невозможно. Создавать портреты при минимальной степени освещенности можно только с применением штатива.»
О выдержке
Есть камеры, которые дают возможность сделать портрет с руки, поскольку у них есть выдержка до секунды. Такие камеры имеют систему стабилизации изображения. Они встраиваются в объективы.
Характерная черта для ночной съемки – это длинная выдержка. В зависимости от источника света затвор открытым необходимо оставлять на секунду или дольше. Используя такой тип выдержки, на снимке образуются красивые эффекты или помехи. Объекты, которые движутся, будут расплывчаты на снимке или вообще не проявятся.
Таким образом, если вы будете фотографировать близь дороги, то на снимках не будут видны автомобили, они могут предстать только размытыми силуэтами. Но на фотографии будут видны красивые, цветные полосы, оставленные фарами.
Рисунки в кадре
Вы можете добиться различных эффектов, регулируя длину выдержки. Выставив выдержку примерно на 1 минуту, вы получите опустевший город, поскольку люди не попадут на фотографию, а если машин будет мало, то даже фары не оставят свои цветные полосы. А если в кадр попадает яркий источник света, то он будет выглядеть на фотографии с ореолом. Для того чтобы кадр стал красивым следует точно определить экспозицию, но часто это не всегда является возможным.
Ночные портреты невероятно контрастны, но всегда приходится жертвовать частью композиции. Если вы ставить экспозицию по закатному небу, то дома и деревья на снимке предстанут в черном цвете. Сделать с этим ничего нельзя, поэтому правильно стройте композицию. Необходимо выбирать главный объект вашего снимка (в нашем случае это лицо), по нему следует замерять экспозицию. Строится кадр таким образом, чтобы пересвеченные или недоработанные объекты не бросались в глаза. В настройках фотоаппарата выбирается точечный экспозамер, так как матричный или центровзвешенный не походят. Это связано с тем, что в матричном замере камера создает экспозицию для всей площади, при этом сюжет получается недостаточно контрастным, а тусклым и блеклым. В случае центровзвешенного замера предпочтение отдается центру снимка.
Почему точечный экспозамер? Его область совпадает с зоной автофокуса, в определенных моделях камеры точка выбирается самостоятельно. Но это трудный вариант, поскольку каждый раз следует подбирать новую точку. Фотографы предпочитают использовать кнопку экспопамять. Ведь с ее помощью вы можете скомпоновать кадр, сфокусировать и отснять материал.
В современных цифровых камерах есть режим ночной портрет и ночная съемка. При фотографировании ночных пейзажей необходимо выключать вспышку, поскольку она освещает только первый план. А вот при съемке портрета эта функция отлично подойдет. «Ночной портрет» — это создание фотографии со вспышкой, при этом эффект красных глаз будет автоматически устранен. А благодаря использованию длинной выдержки вы сможете проработать фон.
Обратите внимание, что вспышки достаточно, для проявления лица в темноте, даже можно не использовать длинную выдержку. Но таким образом отснятый портрет не будет красив. Как уже рассказывалось ранее, именно длинная выдержка способна побороть несовершенство портрета. Делается это так: вы нажимаете кнопку спуска, открывается затвор и моментально загорается вспышка. Портретируемого освещает вспышка, и пока затвор открыт, прорабатываются детали, которые не были освещены, то есть фон. Таким образом, у вашей модели нормальный цвет лица и хорошо виден задний план. Портреты в ночное время так же желательно делать с экспозиционной вилкой.
«Портрет в ночное время нельзя делать вплотную. Это связано с тем, что снятые вблизи объекты искажаются (и у модели может появиться большой нос), а также вспышка делает лицо белым, и от этого не спасает даже длинная выдержка.»
Шум
У ночной съемки есть еще один недруг – это шум. Он постоянно портит цифровые снимки, а избавится от него очень тяжело. Что это? Шум – это точки, в сложных случаях пятна цветные или однотонные, в тех местах портрета, где их не должно быть. Проявляется он на кадре при длинных выдержках, чувствительном ИСО и на тех участках, где недостаточно сделано экспонирование. В ночном портрете шум может подстерегать мастера практически везде!
Давайте ознакомимся, как можно уменьшить шум или избавится от него? При съемке пользуйтесь чувствительностью ИСО не более 100 единиц, идеально – 50. Ночью высокая чувствительность ничего не даст.
Обязательно делайте экспозиционную вилку, она способна избавить кадр от недоэкспонированных участков. Тяжело удалить шум, который возникает в результате длинных выдержек. А скорее всего от него нельзя избавиться вообще, но можно сократить до допустимых размеров. К ним можно отнести шум в виде маленьких однородных точек (не цветных). Он допустим, поскольку привычен глазу.
«Для борьбы с шумовыми точками следует использовать брекетинг и устанавливать низкую чувствительность ИСО.»
Намного сложнее дела обстоят с шумом цветовым – он выделяется на снимке. И если ваш фотоаппарат имеет такой недостаток, то вам следует делать портреты на максимальном разрешении, а печатать их в очень уменьшенном виде. Но на сегодняшний день современные камеры создают такого типа шумы, только если у них высокая ИСО чувствительность и цифровое зумирование.
Не используйте в ночном портрете цифровой зум. Лучше впоследствии, при обработке кадра на компьютере, увеличьте необходимый фрагмент простым кадрирование, так как это действие принесет меньше ущерба, чем использование зума.
Ночной портрет снимать не сложно, но это очень трудоемкий процесс, который необходимо продумать полностью. Для того чтобы создать один красивый портрет, придется сделать множество снимков, и даже потратить на это не один день. Если вы спросите у профессионального фотографа, что сделать, чтобы научиться фотографировать, то он вам ответит: очень много снимать. Поэтому фотографируйте, экспериментируйте, творите и вы добьетесь отличных результатов.