Технический прогресс и композиция
07 Август 2013
В детстве, когда я только пошла в школу, дядя подарил мне свой старенький ФЭД. Мы закрывались с папой в кладовке, чтобы заправить в фотоаппарат пленку, не засветив её. Затем я брала это чудо техники, отделанное хромом, и выбирала интересные моменты. Кадров в пленке было всего 36 и нельзя было не испортить, не переделать. Роскошь проявлять недоснятую пленку могли позволить себе только корреспонденты, поэтому одна фотопленка могла месяцами досниматься, пока все кадры не были использованы.
С появлением цифровых технологий многое изменилось. Неизменным остался только поиск интересного кадра. Мой старенький ФЭД красуется в витрине, а я предпочитаю цифровую зеркалку. Будучи просто любителем, не могу сразу определить нужный ракурс или угадать с композицией. Преимущества цифровой камеры в возможности делать большое количество снимком и легко избавляться от неудачных.
Как и в старых фотоаппаратах, в новых все те же законы света используются для фиксирования момента. Открывается шторка и световые волны оставляют свой след не пленке или ПЗС-матрице. От их длины и интенсивности зависит изображение. Задача фотографа сделать это изображение интересным.
Художник, начиная рисовать картину, делает своеобразную разметку, наброски композиции. Фотограф должен определить наиболее выгодное расположение, освещение и пределы изображения исходя из имеющегося вида и предметов. Это искусство, это наука. Основной принцип композиции такой же, как и в картинах – принцип третей. Делим мысленно кадр на 3 по горизонтали и вертикали и размещаем изображение исходя из заполнения этих квадратов. Например, при фотографировании пейзажей, линия горизонта должна проходить примерно на уровне одной из линий горизонтального деления, а основной предмет темы снимка лучше всего расположить в пределах центральной зоны, немного сместив от центра. Такого принципа надо придерживаться и в перефирийной цветовой гамме, заполнение более темным или светлым предметом в пределах одной визуальной зоны. Тогда внимание сосредоточиться на центральном предмете и окружающий пейзаж будет подчеркивать его, а не отвлекать внимание.
Правильная композиция – это искусство. Кадры без композиции просто фиксируют данный момент и похожи на сухую протокольную фотосъемку, а не творчество. С врожденным чувством композиции рождаются единицы. Остальные при желании могут развить его.